Барекендан — первый весенний праздник армянского календаря. Отмечали его в течении двух недель, предшествовавших Великому Посту. Это время всеобщего веселья, пиршеств и радости.Мальчишки старались стащить у девочек гату. Если это им удавалось, они допускались к их столу, если нет — плати фруктами, сладостями и другой снедью. Молодые парни участвовали в конных играх, показывая свои лихость и молодечество. Влюбленные пары, дождавшись наконец-то вольных дней масленицы, гуляли, танцевали и веселились. С наступлением сумерек происходило самое интересное... Юноши, ряженные в женскую одежду или просто в лохмотья, надев маски или вымазав лица сажен, маленькими группами ходили из дома в дом. Шуткам, розыгрышам не было конца, за что острословы получали яства и для своего пира. Веселились все на равных: и взрослые и дети. Последний воскресный день масленицы ждали с особым нетерпением. Еще бы, будет «ишхан» или «шах». Игру готовила молодежь. Выбрав какого-нибудь балагура и облачив его в пестрые лохмотья, на голову надевали продырявленную тыкву или вывернутую наизнанку старую папаху. Приклеивали длинные усы и козлиную бороду. У пояса «ишхана» красовался длинный деревянный меч, а грудь украшали «ордена» из костей и ракушек. Наряд завершала ржавая винтовка через плечо. «Ишхана» сажали на оседланного осла задом наперед. Несколько телохранителей, вооруженных так же, как их предводитель, составляли свиту. Один из них держал хвост осла, другой шел рядом, время от времени старательно расчесывая бороду «ишхана». А «дворцовый писарь» записывал в свой свиток все, что собирал «ишхан» в качестве дани. Одним из главных действующих лиц был, конечно же, «шут»: в маске из войлока, обычно окрашенной в красный цвет, с длинными козьими рогами на голове. Процессия двигалась по улицам села, очищая дорогу для «ишхана», высмеивая встречных и вымогая у них дань. Останавливаясь у дома мирового судьи, требовали дань и всегда ее получали продуктами или деньгами. Никто не имел права обижаться на указы «ишхана», Потом пировали всю ночь. На стол ставили все, чем были богаты. Радость и веселье заканчивались с первым криком петуха. Друзья расставались со словами: «Поздравляем с Постом'». Готовились к Великому Посту, к большим весенним работам, уверенные в том. что веселое начало дела ведет к его радостному продолжению и счастливому завершению. Чем щедрее всеобщее веселье масленицы, тем радостнее пробуждение природы и животворящих ее сил. Так считали наши предки.
ВАРДАВАР
Легенда гласит, что в далекие времена жил очень богатый и злой человек, который похищал красавиц. И никто не мог спасти их. Но вот родился храбрец по имени Вардан и спас прекрасных пленниц. В знак благодарности девушки встретили его букетами цветов, песнями и танцами. С тех пор в этот день празднуют Вардавар. Отмечают его на 98-ой день после Пасхи, обычно в первое воскресение после 22 июля, в канун праздника «Преображения Господня». На Вардавар земля уже полностью набирала силу и не нуждалась в помощи человека. Праздник совпадает со временем созревания хлебных злаков и уборки урожая. Во всех уголках Армении в этот день приносили люди злаки в церковь, прося Господа уберечь поля от града и саранчи. До Вардавара соблюдши яблочный пост. Первое яблоко ели только на Вардавар. Вечером, накануне праздника, молодежь складывала стога, из которых один был больше остальных. В сумерках поджигали маленькие стожки. В них пекли яблоки. Перед рассветом зажигали и большой стог, вокруг которого водили хороводы. Так начинался праздник. Почти все поднимались в горы, где повсюду царило веселье: пели, танцевали, резали скот. Мужчины состязались в борьбе, конных скачках, перетягивании каната. Но больше всего веселились, обливая друг друга водой. Во второй половине праздничного дня часто можно было встретить людей, совершенно мокрых, с ведром или тазом, полным воды, готовых облить каждого встречного. И неважно, знакомы они или нет, молоды или стары. Неслучайно все гуляния, пиршества проходили у источников, чистых родников. Среди праздничного шума и гама. громкой музыки запускали голубей в синее летнее небо под восхищенные возгласы собравшихся. Девушки на Вардавар любили гадать. Как в праздник Амбарцум, собирались спозаранку среди цветов и журчащей воды родников: В переводе с армянского слово «вард» означает «роза» как и персидское «гюль». Пели девушки, наполняя кувшины водой и цветами: «Джан, гюлум, джан, джан...». Вардавар — один из самых любимых народных праздников в Армении, всегда долгожданный и веселый, как журчащий ручей.
НАВАСАРД – Н О В Ы Й Г О Д
Обычай отмечать начало года, возник в Армении еще в древние времена. Одна из легенд повествует, будто наш предок Айк победил Бела именно в Навасард. С этого дня следует отмечать начало истории армянского народа. После принятия христианства, сотни лет сохраняя название, Навасард отмечали в августе, затем в ноябре. А с начала нынешнего века — 1 января. Все начиналось с предпраздничных приготовлений в последний день старого года. Повсюду выпекали хлеб, так как Новый год следовало встречать с новым хлебом. Пекли ритуальный «тари хац» (хлеб года). Делали его и пресным, и с начинкой, яйцевидной формы или круглым и обязательно клали в него пуговичку, фасолинку или монетку. Делили хлеб по числу членов семьи. Удачный год ожидал того, кому попадался заветный кусочек. Столы в каждом доме заставляли всевозможными сладостями, блюдами из фасоли, чечевицы, гороха, риса, пшеницы. Число блюд на столе должно было равняться семи. Обязательным угошением в Новый год была «кяшка» — слоями выложенные пшеница и мясо, которые варили, ни разу не помешав, чтобы год был добрым, без разногласий и ссор. Человек с нечистой совестью был недостоин есть ее. В канун Нового года за праздничным столом собиралась вся семья. Глава семьи дарил всем своим домочадцам подарки. Дети подвешивали свои чулочки в ожидании, что ночью они наполнятся подарками и сладостями. Позже подарками стали украшать праздничное дерево. Глава семьи поднимал первый бокал, благославляя стол, поздравлял семью с Новым годом и предлагал всем отведать меда, чтобы в году было много сладких дней, чтобы говорить и слушать только сладкие речи. В полночь молодежь отправлялась за свежей водой. Кроме хлеба и воды обновлялся огонь в доме. Всю ночь и последующий день огня не гасили. По яркости огня в очаге предсказывали теплоту отношений в семье. На дверь накидывали лоскут красной ткани, чтобы год был полон радостных дней. Соседи ходили друг к другу с поздравлениями и, входя в дом, дарили яблоки, гранаты, разбрасывали ядра орехов. Верили, что эти дары принесут плодородие и изобилие. Дети группами ходили из дома в дом с поздравлениями, калядками. Мальчики, распевая песни, входили в дома или же свешивали в ертик" чулок, оповещая об уходе старого и начале нового года. Обитатели дома наполняли чулок угощением, а ребята устраивали пиршество.